Интернет вещей на службе ЖКХ
Москва – умный город интернет вещей на службе ЖКХ.
Оптимизация использования ресурсов, повышение энергоэффективности, обеспечение прозрачности начислений за услуги ЖКХ и удобства оплаты за них, а также упрощение взаимодействия людей с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями – вот главные вызовы для жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Умные системы, внедряемые в сфере ЖКХ, не просто помогают в решении этих задач: в большинстве случаев без них практически невозможно обойтись.
В 2010 году была принята рассчитанная на 10 лет госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности».
Ее целью является рост энергоэффективности всей российской экономики на 40%. Это амбициозная задача, и она в полной мере касается отрасли ЖКХ, как одной из наиболее энергоемких. Умные системы, внедряемые в этой сфере и основанные на технологиях IoT (Интернета вещей), как раз и работают на решение этой проблемы.
Взять, к примеру, уличное освещение. Как известно, фонари на улицах включаются, при уровне освещенности менее 20 люкс, автоматически или по сигналу диспетчера. Но очень часто в ночное время улицы спальных районов Москвы – пусты, и постоянного освещения не требуется. Оснащение источников света датчиками, реагирующими на движение и включающими свет только на определенный промежуток времени, позволяет существенно экономить электроэнергию. Та же автоматика при повреждениях на линиях электропередачи сообщает диспетчеру о конкретном месте неисправности, что сокращает время на устранение поломки.
Преимущества таких умных датчиков уже оценили жители многих многоквартирных домов Москвы: их использование в подъездах и на придомовых территориях, наряду с применением энергосберегающих ламп, дает существенную экономию средств на содержание домов. Применение аналогичных датчиков на улицах приводит к еще большему экономическому эффекту в масштабах районов Москвы и города в целом. Вот почему развитие умной централизованной системы наружного освещения, в идеале содержащей информацию о каждом фонаре, автоматически сигнализирующей о неисправностях с указанием конкретной проблемы и места ее возникновения, а также предоставляющей гражданам доступ к данным системы для общественного контроля над потреблением электроэнергии – один из приоритетов Москвы в этой сфере.
IoT-технологии быстро проникают и в другие сегменты городского ЖКХ.
В частности, 3500 госучреждений уже подключены к Единой системе учета и мониторинга энергообеспечения, которая обеспечивает автоматический учет потребления электроэнергии, воды и тепла, а также автоматически контролирует работоспособность инженерных систем с помощью умных датчиков. Разрабатывается московская 3D-карта утечек тепла из домов и тепловых магистралей, с помощью которой можно будет автоматически определять здания и участки теплотрасс с максимальными уровнями утечки, что позволит ремонтным бригадам быстро находить и устранять неисправности. А Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы и вовсе составляет перечень приоритетных инновационных энергосберегающих решений и высокотехнологичного оборудования (причем преимущественно отечественного производства), использование которых в ЖКХ может дать максимальный комплексный эффект.
Речь, в частности, идет об умных счетчиках с радиопередатчиками. Такие счетчики, установленные на приборах учета потребления тех или иных ресурсов (например, воды), самостоятельно фиксируют их расход и, фактически, в режиме онлайн отправляют показания коммунальным службам.
В результате отпадает необходимость вручную снимать данные с приборов учета, исключаются мошенничества и злоупотребления (так называемые скрутки счетчиков), а также ошибки в расчетах при начислении платы за потребление ресурсов. Сейчас в Москве тестируют такие «умные счетчики» в пилотном режиме, но планируется использовать их повсеместно. К таким счетчикам в столице уже подключено около 500 квартир, показания с них передаются в Единый информационно-расчетный центр (ИЕРЦ) в автоматическом режиме. До конца 2018 года Московская объединенная электросетевая компания (МОЭК) планирует установить еще 11 тысяч «умных счетчиков». По результатам аналогичного тестирования таких счетчиков в Домодедове оказалось, что их использование приводит еще и к существенной экономии. Согласно отчетам управляющих компаний, участвовавших в эксперименте, потери воды в обслуживаемых ими домах за несколько месяцев снизились на 30-50%.
В июне 2017 года стартовал проект Департамента информационных технологий Москвы и «Ростелекома» по установке в домах приборов, которые позволяют автоматически получать информацию о потреблении воды и тепла, а также собирать данные с квартирных датчиков задымления, загазованности, подтопления и в целом следить за состоянием ключевых инженерных систем. На текущий момент, на автоматический сбор показателей приборов учета перешли 3600 учреждений бюджетной сферы и 13500 многоквартирных домов.
Эти и другие аналогичные проекты в сфере умного ЖКХ способны радикально перестроить отрасль, повысить ее эффективность и сделать привлекательной для частных инвестиций. Интерес Москвы к внедрению современных технологий в этой области – очень высок, что стимулирует, в том числе и небольшие компании, к поиску и предложению инновационных решений. И в ближайшие годы мы наверняка станем их свидетелями.
Благодаря электронным сервисам москвичи экономят 100 млн. часов в год.

Большинство операций, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, жители Москвы могут совершать онлайн. В частности, внести показания счетчиков потребления ресурсов, запросить и получить единый платежный документ (ЕПД) и оплатить счета можно на
Официальном портале Мэра Москвы – что москвичи и делают. Статистика портала свидетельствует, что, например, количество обращений за электронным ЕПД превышает 15 млн. в год. А самым популярным электронным сервисом является онлайн-передача показаний счетчиков потребления воды: эти данные жители города загружают за год почти 40 млн. раз. По оценкам правительства Москвы, в результате использования дистанционных сервисов москвичи экономят суммарно почти 100 млн. человеко-часов. 

Между тем, технологии становятся все совершеннее и разнообразнее. Уже больше года по телефону +7 (495) 777-77-77 работает новый робот, у которого жители Москвы могут получить консультацию по вопросам оплаты ЖКУ и изменению тарифов. Робот понимает человеческую речь и способен, в частности, перевести звонящего на сотрудника центра госуслуг, обслуживающего нужный ему округ Москвы. А чтобы принять показания счетчиков воды, роботу требуется 105 секунд (из которых 40 секунд уходит на то, чтобы рассказать об альтернативных способах приема показаний счетчиков). Всего в 2017 году было обработано 24 миллиона телефонных обращений — на 43% больше, чем в 2016. При этом, более одного миллиона звонков обработали с помощью системы распознавания речи.
Город снимают 160 000 камер.

С ЖКХ тесно связан еще один элемент высокотехнологичной городской инфраструктуры – централизованная система круглосуточного видеонаблюдения. В настоящее время в Москве работает 160 000 камер видеонаблюдения, ими оборудованы около 100 000
подъездов многоквартирных домов, около 20 000 дворовых территорий и более 2 500 общественных мест.

Все камеры и каналы связи принадлежат «Ростелекому», МГТС и «Акадо». Эти компании занимаются установкой и обслуживанием камер, обработкой видеоизображений и передачей их в Единый центр хранения данных (ЕЦХД), куда по оптоволоконным сетям стекается около 140 000 видеопотоков со всего города. Используемый в системе алгоритм распознавания отслеживает в реальном времени перемещения людей и других объектов, определяет лица в видеопотоке и сравнивает их с базой данных, имеющейся у МВД. Разумеется, вся информация защищена (примерно так же, как в личных кабинетах онлайн-банков) – напрямую из Интернета доступ к камерам получить невозможно.