Тот, кто смотрит вниз: резидент «Сколково» хочет улучшить качество городской среды

Когда в августе 2015 года компания Антона Гочачко «Новопроект» стала резидентом Фонда «Сколково», он думал ограничиться разработкой и производством тротуарной плитки со встраиваемым нагревательным элементом, а также быстровозводимых подогреваемых велосипедных и пешеходных дорожек. Свой стартап Гочачко называл «единственным в России и странах СНГ разработчиком интегрированных нагревательных систем со сверхнизкой инерционностью». Спустя 2,5 года амбиции команды стали существенно шире – ни много ни мало изменить качество городской среды в России и, возможно, поучаствовать в развитии в стране малой авиации.



Разрастание первоначального замысла в большой и комплексный урбанистический проект было во многом вынужденным решением, связанным с недочетами в сложившейся городской инфраструктуре, поясняет А. Гочачко в интервью Sk.ru. Укладка даже самой эффективной подогреваемой тротуарно-дорожной плитки бессмысленна, если не будет грамотной «обвязки» этого элемента - эффективных систем круглогодичного поверхностного водоотведения и ландшафтного строительства. «На начальном этапе развития проекта мне казалось, что наша основная модель коммерциализации связана с загородным строительством: обустройством дорожек и площадок с подогревом в коттеджных поселках, велодорожек и так далее, -вспоминает основатель «Новопроекта». - Но практика показала: заказчики предпочитали ориентироваться на временные решения, например, исходили из того, что талая вода испарится с поверхности сама собой, без обустройства нормальной системы водоотведения. Так я понял, что кроме плитки надо ввязываться в историю с созданием подогреваемых систем водоотведения, по которым вода будет удаляться до точки водосброса. Даже в Москве, не говоря уже про другие города, существующая инфраструктура не слишком приспособлена для этого. Вспомните про огромные лужи в центре столицы после сильных дождей. Почему они образуются? В том числе потому, что без правильного ландшафтного проектирования, без грамотного планирования разуклонки зеленых насаждений системы водоотвода и ливневой канализации быстро забиваются грязью и мусором. Стало очевидно, что в зоне нашего внимания должны оказаться также вопросы ландшафтного строительства и вертикального проектирования».

Следствием комплексного подхода стала разработка инфраструктурного проекта для объектов улично-дорожной сети любой категории, аналогов которому, как уверяет Гочачко, в России нет. Три составляющих проекта «Новое качество городской среды» это тротуарно-дорожная плитка со встроенным нагревательным элементом, системы круглогодичного водоотведения и инновационные технологии озеленения и ландшафтного строительства. Как выражается руководитель сколковского стартапа, «мы так команда, которая смотрит вниз, под ноги, и создает самый базис городской инфраструктуры».

В самом скором времени компания будет готова предложить заказчикам несколько разновидностей плитки, способной выдержать и пешехода (прочность В22) и тяжелую технику (В40). «Наша плитка до 50 раз эффективнее и выгоднее всех существующих способов снегоочистки, - перечисляет ее достоинства руководитель «Новопроекта». – Подогрев автоматически включается при снегопаде по датчикам температуры и осадков, талая вода стекает по подогреваемому ливнестоку в магистральный коллектор. Система управления оптимизирует энергопотребление при нехватке пиковой мощности сети и по цикличному алгоритму распределяет её по поверхности до полного стаивания осадков. Защита от разрушающего воздействия воды обеспечивается гидроизоляцией межплиточных стыков, основания (насыпного или бетонного), кабелей и узлов электрической коммутации. Запатентованная конструкция передаёт на снеготаяние 97% тепла от нагревательного кабеля, протягиваемого сквозь пазы у поверхности плитки и автоматически активируемого при снегопаде. Это в 10 раз увеличивает эффективность энергозатрат по сравнению с существующими системами снеготаяния, КПД которых - менее 10%. Применение плитки уменьшает уровень зимнего травматизма, сокращает совокупные затраты на уборку снега, избавляет от повреждений, вызываемых скалыванием льда и наката, снижает солевое загрязнения почв и водоёмов вследствие применения противогололедных материалов».

Что касается круглогодичной системы поверхностного водоотведения, то главными ее преимуществами Антон Гочачко называет то, что она не требует идеальных уклонов дорожно-тротуарного полотна, может быть установлена на новых и существующих участках, легко очищается от мусора и не забивается снегом и льдом. Технология позволяет отводить до точки сброса дождевую и талую воду в количестве от 5,5 до 140 л/с (при уклоне желоба в 1 градус) с гарантированной защитой от образования ледяных пробок, уверяют разработчики.

На третьем элементе своего проекта, декоративных водоотводящих поверхностях с системой снеготаяния, Антон Гочачко останавливается подробно. Лицевая сторона пирога - это искусственный газон на сплошном водопроницаемом полотне, засыпанный слоем крупного кварцевого песка. Нижняя часть - гибкий теплоизоляционный мат с дренажными каналами и пазами для размещения прямоугольного электронагревательного элемента. Для снижения энергопотребления подогрев при снегопаде включается и выключается автоматически по датчикам осадков и температуры. Система распределяет доступную мощность электросети по площади поверхности с учётом зон приоритета - поочередно или одновременно. В зависимости от разуклонки объекта талая и дождевая вода стекает в подогреваемый ливневый сток, либо напрямую в общий коллектор. Суровые условия российской зимы такому газону не страшны, уверяют разработчики: электробезопасность обеспечивается двойным заземлением нагревателя, а поверхность устойчива к механическим, солнечным, иным воздействиям. Энергопотребление за зимний сезон в средней полосе РФ составляет 25 КВт/ч на квадратный метр.

Российских технологий, которые могли бы использоваться для внешней стороны такой конструкции, команда «Новопроекта» не нашла (за консультацией красноярец Гочачко обращался, в том числе, к специалистам по футбольным газонам, сотрудничающим с футбольным клубом «Енисей» из этого города). Помогли польские агрономы и итальянские эксперты из компании, которая занимается обустройством футбольных полей: «Мы начали интегрировать их передовые технологии в наш проект. Используемая в такой конструкции мембрана стабилизует корневую систему, получается очень крепкий и надежный пирог. Главное - отказаться от российской привычки использовать повсюду чернозем. В Европе газоны выращивают, как правило, на песке», - рассказывает Гочачко.

Впервые комплексный проект «Новое качество городской среды» он представил на строительной выставке «Батимат», которая прошла в начале апреля в Москве. И хотя проект пока не перешел в стадию внедрения («К настоящему моменту мы набили руку и шишки, получили обратную связь, сформировали экспертный пул, обзавелись знакомствами с представителями строительных компаний и архитектурных бюро и сейчас находимся на стадии отбора промышленных площадок», - говорит Антон), на выставке он «увидел такую заинтересованную реакцию от профессионалов, которой не было никогда прежде». Разработкой заинтересовался, в том числе, руководитель одной из строительных компаний, входящих в ТОП-5. Пусть не сегодня, но завтра он готов дать команду внедрять решения «Новопроекта», пересказывает содержание той беседы на выставке Антон Гочачко. Пока на собственной небольшой производственной базе под Ногинском его команда готова производить максимум 100 квадратных метров плитки в месяц.

Гочачко ведет предварительные переговоры о сотрудничестве с представителями еще нескольких строительных компаний. Со всеми Антон познакомился либо в Сколково, либо на мероприятиях, на которых он оказался с подачи сотрудников «Сколково». «Фонд «Сколково» очень внимательно следит за тем, как растет наш проект, и мы благодарны ему за всемерную поддержку», - констатирует Антон Гочачко.

На помощь «Сколково» он рассчитывает и при выполнении мало реальной для любого стартапа задачи - изменении нормативной базы, регулирующей зеленое и ландшафтное строительство. «Существующая нормативно-техническая база зачастую не соответствует мировым требованиям к проектированию и строительству улично-дорожной сети. Результатом является неприспособленность наших городов к осадкам: затопления улиц и снежный накат, грязь и гололёд повсеместно встречаются даже на вновь возведённых объектах. При участии немецких консультантов нами был разработан стандарт, который я сейчас через Минстрой России пытаюсь трансформировать в СНИП для последующего внедрения, - рассказывает собеседник Sk.ru. - Задача может показаться непосильной, но ее все равно придется решать. Все, что касается регулирования ландшафтного строительства, у нас слишком запущено. Действующие СНИПы провоцируют на то, чтобы строить неправильно. Взять хотя бы легендарный СНИП от 2001 года, который разрешает делать так называемый тротуар корытом, когда газон расположен выше уровня тротуара. Как следствие: после дождя или таяния снега грязь стекает под ноги и под колеса».

Готовясь перейти к стадии практической реализации проекта «Новое качество городской среды», Антон Гочачко задумывается о новом, еще более масштабном (в том числе и в том, что касается размеров плитки), предприятии. «Уже несколько лет я мечтаю о том, чтобы начать изготавливать железобетонные подогреваемые плиты для аэродромов. Этот проект хорошо вписывается в государственную программу развития малой авиации. Множество небольших региональных аэропортов в России сталкиваются с одной и той же проблемой – им приходится содержать парк снегоуборочной техники, даже если такой аэропорт принимает всего один рейс в день». «Новопроект» готов предложить технологию, которая оптимизирует процесс снеготаяния и очистки взлетной полосы ото льда. «Любая классическая технология подогрева полосы очень дорогая и энергозатратная, ведь нагревательный элемент расположен глубоко в бетоне. Мы же предлагаем размещать нагреватель на глубине 25-ти миллиметров в бетонной плите той же прочности, что и применяемые ныне», - поясняет Гочачко. Признавая, что эта идея пока не прошла экспертное обсуждение и не рассматривалась в регулирующих органах, руководитель «Новопроекта», тем не менее, оптимистичен: «Мы уже сделали опытный образец, испытали его и поняли, что по всем характеристикам он подходит».

«Новопроект» занимается решением очень сложных с инженерной точки зрения и актуальных для всех северных стран задач, - отмечает в беседе с Sk.ru Юрий Хаханов, руководитель проектов по направлению «Городские технологии» кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». - В рамках разработанных в «Сколково» компанией «Новопроект» различных типов плитки и иных покрытий реализовано множество энергоэффективных решений, позволяющих сделать уличные теплые покрытия рентабельными: начиная от материала греющего элемента, его расположения в покрытии, режима работы, в том числе интеллектуального погодного регулирования и так далее. В настоящее время «Новопроектом» реализовано несколько успешных пилотов, в рамках которых отработана технология и доказана эффективность решения. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы увидим дорожные тротуарные покрытия «Новопроекта» на территории инновационного центра Сколково, в других районах Москвы и самых различных городах России и Северной Европы».

Источник: www.sk.ru  

30 апреля 2018